Система управления компетентностью специалистов организаций ОПК.
Эффективность и качество результатов деятельности организации – продукции, процессов, услуг – определяется рядом факторов, наиболее значимые из которых: эффективность системы менеджмента, технико-технический уровень производственной системы, корпоративная культура и компетентность персонала. Компетентность сотрудников в различных видах менеджмента определяет эффективность производственной системы организации и системы менеджмента организации в целом. В равной степени это относится к различным системам менеджмента, в своей совокупности составляющих систему менеджмента организации – системам менеджмента качества (СМК), экологического менеджмента (СЭМ), проектного, стратегического менеджмента, менеджмента информационной безопасности (СМИБ), менеджмента бережливого производства (СМБП), менеджмента персонала и др. (далее по тексту – систем менеджмента).
В составе профессиональных, социальных, общекультурных компетенций, составляющих компетентность всех категорий сотрудников в организации, особое место занимают компетенции, относящиеся к их организационно-управленческой деятельности и определяющие компетентность сотрудников в области менеджмента, менеджмента качества в частности.
Значимость компетентности в области менеджмента качества для сотрудников всех категорий ворганизации раскрывает принцип «вовлечение людей» – один из принципов в основе всех стандартов, устанавливающих требования к СМК и системе менеджмента организации в целом. Этот принцип поддерживается и раскрывается в разделе ГОСТ Р ИСО 9001–2015 «Осведомленность», устанавливая требования к необходимости знания всеми сотрудниками организации документов СМК, выполнения их требований, понимания значения своего вклада в достижение целей организации, а также последствий их невыполнения.
Особенность компетентности в области менеджмента качества и заключается в необходимости владения ею сотрудниками всех категорий, независимо от профессиональной деятельности, для эффективной работы организации. В современных условиях менеджмент качества, условно говоря, становится общеобразовательной дисциплиной, языком общения как при выполнении процессов в организации, так и при взаимодействии организаций между собой. (подробнее «Вестник Качества» 1-ый номер 2019 года).